Бухгалтерия меняется так же, как и другие профессии, которые подвергаются автоматизации. Но это не значит, что для людей не остаётся запросов — они трансформируются. Обсудим, как увеличивать клиентскую базу и повышать чек, разберём продвижение с помощью личного бренда и внешних площадок. А ещё поговорим о том, что нужно делать бухгалтеру, чтобы оставаться в тренде.
Эксперты
Марат Самитов

Руководитель бухгалтерской и юридической компании «Авирта», налоговый эксперт, автор телеграм-канала «Налоги, законы, бизнес»

Вадим Максименко

Генеральный директор международной бухгалтерской компании Global Finance, 305 филиалов в России, Казахстане, Беларуси и Украине. Приглашенный эксперт Forbes. Специалист по масштабированию аутсорсингового бизнеса

Евгения Мемрук

Учредитель бухгалтерской компании «Бизнес и налоги». Автор популярного блога @biznesinalogi в Инстаграме и телеграм-чата «Бухгалтеры всея Руси». Организатор ежегодных всероссийских конференций для бухгалтеров: БухЁлка и БухМай

Модератор
Ксения Чудинова

Медиаменеджер, журналист. Работала в «Афише», Time Out, «Снобе», «Дожде» и на радиостанциях «Сити ФМ» и «Говорит Москва». Бывший главред «Большого города» и проекта «Сноб»

Проблема Марии из Санкт-Петербурга

Как найти бухгалтера-профи в юридическую фирму

Бухгалтерские
и юридические

услуги для компаний

Внедрение 1С

основная услуга

Кафе
и рестораны

частые клиенты

Бухгалтеры в компании Марии занимаются сложными и разнообразными задачами. Если ИП
или ООО открывается — подбирают банк и кассу, если бизнес готовый — решают проблемы с ФНС.
А ещё могут поменять систему налогообложения, если для компании так выгоднее, провести аудит, внедрить дополнительные системы учёта.

Для этой работы Марии нужны многопрофильные бухгалтеры, которые знают обо всех изменениях в своей сфере, но найти таких тяжело. По её словам, у многих кандидатов даже с большим стажем часто не хватает знаний для решения узких задач.

Где найти сотрудника-профи и как проверить его знания на собеседовании?

Решения экспертов

Не только бухгалтерская компания выбирает сотрудников, но и сотрудники выбирают компанию. Предприниматели предположили, что в тексте вакансии нет того, что могло бы привлечь нужных Марии людей. Поэтому в первую очередь нужно сделать три вещи:
  1. Составить список задач для нового сотрудника. Нужно понять, что именно будет делать бухгалтер, и назначить точки контроля.

  2. Проанализировать рынок зарплат. Если другие компании предлагают больше денег за те же
    компетенции, придётся либо поднять зарплату, либо снизить требования к кандидатам.

  3. Организовать для соискателей 1–2-дневную стажировку. За это время удастся узнать,
    как потенциальный сотрудник работает в реальных условиях. После успешного прохождения стажировки можно принимать кандидата на испытательный срок — 3–6 месяцев.

Проблема Елены из Ливен

Как привлечь клиентов в небольшую консалтинговую фирму

От налогового учёта
до печати листовок

услуги фирмы

Розничные продавцы
и грузоперевозчики

частые клиенты

Консалтинг

основное направление

5 сотрудников

в штате

Фирма Елены занимается ведением налогового и кадрового учёта, помогает предпринимателям готовить и сдавать отчётность, регистрировать ИП и подбирать кассы.

Сейчас число клиентов сократилось и выручка упала, потому что появились сильные конкуренты. Во-первых, это налоговая. С недавних пор на сайте ФНС есть личный кабинет для юридических лиц.
В нём предприниматель сам, без бухгалтера, может решить вопросы с отчётами и налогами.
Во-вторых, крупные банки, которые теперь предоставляют такие же услуги, как и Елена.

Как маленькой фирме конкурировать с налоговой и банками? Чем привлечь клиентов?

Решения экспертов

Владельцы бухгалтерских бизнесов посоветовали Елене привлекать не только розничных продавцов и грузоперевозчиков. Можно сместить акцент в сторону клиентов, которые работают в более денежных нишах. Это, например, строительные фирмы и трейдинговые компании. Вот как можно найти и привлечь таких клиентов:
  1. Искать вручную на HeadHunter и других сайтах вакансий. Если компания публикует вакансию удалённого бухгалтера, значит, ей нужны бухгалтерские услуги и она готова нанять специалистов из другого города. Нужно найти такие объявления и предложить свои условия.

  2. Развивать личный бренд через соцсети и мероприятия. Экспертные посты в Instagram
    и регулярные выступления помогут заявить о себе и привлечь новую аудиторию. Например, торгово-промышленные палаты часто ищут спикеров на свои семинары и конференции.
    Если Елена станет лидером мнений среди бухгалтеров, клиенты будут доверять её фирме
    и чаще обращаться за бухгалтерскими услугами.

Проблема Татьяны из Москвы

Как убедить клиентов, что бухгалтерское сопровождение
надёжнее онлайн-сервиса

Бухгалтерское
сопровождение

основная деятельность

Чаты, Profi.ru,
YouDo

каналы поиска клиентов

Разовые
консультации

популярная услуга

5 сотрудников

в штате

Сейчас Татьяна — бухгалтер на фрилансе, до этого 16 лет работала в штате компании. Её разовые консультации пользуются спросом, но после них постоянное сопровождение клиенты не берут.

Говорят, что ведут бухгалтерию в онлайн-сервисе: он проще и дешевле бухгалтера на аутсорсинге. Татьяна пытается доказать, что это далеко не всегда удобно. Сервис не может, например, посчитать комиссию с продажи на маркетплейсах, провести аудит или понять, что нужно менять систему налогообложения. Однако такие аргументы всё равно не убеждают заказчиков перейти от разовых задач к длительному сотрудничеству с Татьяной.

Где искать клиентов на постоянное ведение и как переубедить тех,
кто пользуется онлайн-сервисами?

Решения экспертов

Фриланс — это больше, чем просто бухгалтерия. Предприниматели-практики говорили о том,
что Татьяне придётся освоить много новых компетенций: продажи, маркетинг, контроль качества, управленческий учёт и коммуникации с клиентами. Что можно сделать уже сейчас, чтобы наработать опыт на фрилансе и увеличить доход:
  1. Изучить конкурентов. Можно подписаться на таких же бухгалтеров-фрилансеров в соцсетях, чтобы понять, на кого они ориентируют контент и как продвигают свои услуги.

  2. Консультировать компании, которые уже несколько лет работают на рынке. Обычно у таких клиентов есть сформированные проблемы. Поэтому продать им услуги бухгалтера легче,
    чем начинающим предпринимателям, которые только выбирают систему налогообложения.

  3. Вести список клиентов в CRM.Собрать контакты клиентов, которые купили только консультацию. Они могут вернуться снова, потому что онлайн-сервис не решает многих бухгалтерских задач. А, например, в декабре можно напомнить о себе: позвонить или сделать персонализированную рассылку о том, что скоро нужно сдать отчёты в ИФНС и бухгалтер может с этим помочь.

Запись эфира

Мы будем присылать записи трансляций, кейсы участников
и полезные статьи по теме. Заодно напомним о следующих сессиях —
сможете стать участником или просто подключиться послушать.
Tue Feb 14 2023 21:37:42 GMT+0300 (Moscow Standard Time)